Сайт МО учителей биологии

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Уроки [35]
Презентации [5]
Внеклассные мероприятия [16]
Мастер-класс [5]
ПДС [13]
Инстуктивно-методические совещания [11]
Творческие работы учеников [6]
Мероприятия [22]
Фестиваль педагогических идей [5]
Поиск
Главная » Файлы » Уроки

Кондратьева А.А.(МОУ №112). «Разнообразие хрящевых рыб»
18.08.2017, 20:33

План-конспект урока по биологии для 7 классов по теме:

«Разнообразие хрящевых рыб».

Цели: изучить класс Хрящевые  рыбы, их многообразие, среду обитания, поведение, образ жизни.

Задачи:

образовательные: расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам.

Развивающие: развитие приемов логико-синтетической деятельности: обобщения, сравнения, классификации, выделения главного и  переноса знаний в новую ситуацию.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения; научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения; воспитывать  эстетическую культуру обучающихся, ответственное отношение к собственной работе.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблицы, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, отметка отсутствующих.

II.  Актуализация знаний.

Письменный опрос

Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово.

Рыбы – животные, относящиеся к типу ... и освоившие … среду обитания. Тело рыбы имеет … форму тела и делится на отделы: …, …, … Снаружи кожа рыб покрыта …..  Движение обеспечивают….Парные плавники …. и …,  непарные …, …, …. Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз осуществляют…. Органы дыхания рыб….Кровеносная система рыб …... Сердце рыб состоит из …. камер: …и…. Через сердце рыбы течет … Органы выделения рыб…., располагаются под позвоночником.

Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3».

Эталон Слайд 1

Рыбы – животные, относящиеся к типу Хордовые и освоившие водную среду обитания. Тело рыбы имеет обтекаемую форму и делится на отделы: голова, туловище, хвост. Снаружи кожа рыб покрыта  чешуей.  Движение обеспечивают плавники. Парные плавники - грудные и брюшные, непарные  – хвостовой, анальный, спинной. Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз осуществляют плавники. Органы дыхания рыб – жабры. Кровеносная система рыб замкнутая. Сердце рыб состоит из двух камер: предсердия и желудочка. Через сердце рыбы течет венозная кровь. Органы выделения рыб лентовидные почки, располагаются под позвоночником.

 

III. Изучение нового материала.

Попробуйте отгадать о ком идет речь:

Этот страшный белый хищник

В океане пищу ищет.

Ноздри чуткие на рыле:  

Кровь почует и за милю.

Возле жертвы рядом кружит,

А круги все уже, уже.

Задирает нос … О боже!

Челюсть на капкан похожа!

Зубы острые сомкнула.  

Так охотится …

Ученики: Акула. Слайд 2

Итак, тема урока: Разнообразие  хрящевых рыб. Слайд 3

Класс хрящевые рыбы включает в себя 3 отряда:

  1. Отряд Акулы (250 видов)
  2. Отряд Скаты (350 видов)
  3. Отряд Химерообразные (30 видов)

В процессе работы заполняется таблица «Отряды Хрящевых рыб». Таблица на доске.

Отряды Хрящевых рыб

Название отряда, число видов

Признаки отряда

Места обитания

Представители отряда

1.Акулы (250)

     

2.Скаты (350)

     

3. Химерообразные (30)

     

 

Объяснение учителя с элементами беседы

1.Отряд Акулы.  Слайд 4

Многообразие акул.

Общая характеристика акул

  • Дыхательная система начинается с 5–7 пар жаберных щелей.
  • В кишечнике по всей его длине тянется спиральный клапан, увеличивающий всасывающую поверхность.
  • Артериальный конус двухкамерного сердца способен к самостоятельному сокращению и даёт дополнительный импульс крови.
  • Органы чувств представлены органами обоняния, зрения, осязания (боковая линия)
  • Оплодотворение почти у всех хрящевых рыб внутреннее.
  • У многих из них есть клоака.
  • Хрящевые рыбы живородящи или откладывают яйца.

 

2.Отряд Скаты. Слайд 5

Посмотрите на снимок. Какие черты приспособленности к среде обитания вы увидели?

Общая характеристика скатов.

  • Жаберные щели расположены на брюшной стороне
  • Тело сильно уплощенное.
  • Широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует.
  • Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.
  • Брызгальца развиты значительно лучше, чем у акул.
  • Большинство видов являются обитателями морского дна, из-за чего их спина имеет покровительственную окраску под цвет грунта.
  • Скаты размножаются откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или живорождением. 

3.Отряд Химерообразные. Слайд 6

Общая характеристика химерообразных.

  • Челюсти полностью слиты с черепом.
  • Жаберные щели прикрыты кожной складкой.
  • Клоаки нет, анальное и мочеполовое отверстия обособлены друг от друга.
  • Голое тело длиной до 1,5 м, постепенно утончаясь, переходит в длинный хвост.
  • Живут от шельфа до больших глубин Мирового океана.
  • Химеры питаются морскими беспозвоночными и рыбами.
  • Промыслового значения практически не имеют.

Учитель: Давайте проверим, как вы заполнили таблицу. Слайд 7

(ученики зачитывают таблицу)

 

Название отряда, число видов

Признаки отряда

Места обитания

Представители отряда

1. Акулы (250)

Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни.

Моря и океаны.

Тигровая акула, акула-молот, белая акула.

2.Скаты (350)

Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует.

Моря и океаны.

Манта, хвостокол, орляк пятнистый.

3. Химерообразные (30)

Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет.

Моря и океаны.

Химера европейская, носатая химера.

IV. Закрепление.

Выберете верные утверждения. Слайд 8

1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;

2) самая крупная акула — китовая;

3) большинство   скатов   ведут   придонный   образ жизни;   

4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;

5) все акулы опасны для людей;

6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;

7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;

8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;

9) тело скатов имеет торпедообразную форму;

10) окраска скатов покровительственная.

V. Подведение итогов.

VI.Д/ задание.

1. Прочитать § 35, выучить таблицу в тетради.

2. Подготовить сообщения об акулах и ска­тах по темам: «Манта - морской дьявол», «Катран - сельдевая аку­ла», «Правда и вымыслы об акулах» (индивидуально).

 

Категория: Уроки | Добавил: kariatida97 | Теги: разнообразие хрящевых рыб урок
Просмотров: 504 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0


Учитель
для школы - это то же самое, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину. Последняя заржавеет в мертвом оцепенении, если он не сможет вдохнуть в нее жизнь и движение ...
                        А. Дистервег



Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz