План-конспект урока по биологии для 7 классов по теме:
«Разнообразие хрящевых рыб».
Цели: изучить класс Хрящевые рыбы, их многообразие, среду обитания, поведение, образ жизни.
Задачи:
образовательные: расширить представление обучающихся о подклассе хрящевых рыб, познакомить с их разнообразием и особенностями отрядов хрящевых рыб; научить распознавать отряды хрящевых рыб по их отличительным признакам.
Развивающие: развитие приемов логико-синтетической деятельности: обобщения, сравнения, классификации, выделения главного и переноса знаний в новую ситуацию.
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения; научить приемам общения в ходе коллективного обсуждения и принятия решения; воспитывать эстетическую культуру обучающихся, ответственное отношение к собственной работе.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: таблицы, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, отметка отсутствующих.
II. Актуализация знаний.
Письменный опрос
Биологический диктант. Вставьте пропущенное слово.
Рыбы – животные, относящиеся к типу ... и освоившие … среду обитания. Тело рыбы имеет … форму тела и делится на отделы: …, …, … Снаружи кожа рыб покрыта ….. Движение обеспечивают….Парные плавники …. и …, непарные …, …, …. Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз осуществляют…. Органы дыхания рыб….Кровеносная система рыб …... Сердце рыб состоит из …. камер: …и…. Через сердце рыбы течет … Органы выделения рыб…., располагаются под позвоночником.
Сравните ответ с эталоном и выставьте себе отметки:
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3».
Эталон Слайд 1
Рыбы – животные, относящиеся к типу Хордовые и освоившие водную среду обитания. Тело рыбы имеет обтекаемую форму и делится на отделы: голова, туловище, хвост. Снаружи кожа рыб покрыта чешуей. Движение обеспечивают плавники. Парные плавники - грудные и брюшные, непарные – хвостовой, анальный, спинной. Горизонтальное положение рыб, повороты, движение вверх и вниз осуществляют плавники. Органы дыхания рыб – жабры. Кровеносная система рыб замкнутая. Сердце рыб состоит из двух камер: предсердия и желудочка. Через сердце рыбы течет венозная кровь. Органы выделения рыб лентовидные почки, располагаются под позвоночником.
III. Изучение нового материала.
Попробуйте отгадать о ком идет речь:
Этот страшный белый хищник
В океане пищу ищет.
Ноздри чуткие на рыле:
Кровь почует и за милю.
Возле жертвы рядом кружит,
А круги все уже, уже.
Задирает нос … О боже!
Челюсть на капкан похожа!
Зубы острые сомкнула.
Так охотится …
Ученики: Акула. Слайд 2
Итак, тема урока: Разнообразие хрящевых рыб. Слайд 3
Класс хрящевые рыбы включает в себя 3 отряда:
- Отряд Акулы (250 видов)
- Отряд Скаты (350 видов)
- Отряд Химерообразные (30 видов)
В процессе работы заполняется таблица «Отряды Хрящевых рыб». Таблица на доске.
Отряды Хрящевых рыб
Название отряда, число видов
|
Признаки отряда
|
Места обитания
|
Представители отряда
|
1.Акулы (250)
|
|
|
|
2.Скаты (350)
|
|
|
|
3. Химерообразные (30)
|
|
|
|
Объяснение учителя с элементами беседы
1.Отряд Акулы. Слайд 4
Многообразие акул.
Общая характеристика акул
- Дыхательная система начинается с 5–7 пар жаберных щелей.
- В кишечнике по всей его длине тянется спиральный клапан, увеличивающий всасывающую поверхность.
- Артериальный конус двухкамерного сердца способен к самостоятельному сокращению и даёт дополнительный импульс крови.
- Органы чувств представлены органами обоняния, зрения, осязания (боковая линия)
- Оплодотворение почти у всех хрящевых рыб внутреннее.
- У многих из них есть клоака.
- Хрящевые рыбы живородящи или откладывают яйца.
2.Отряд Скаты. Слайд 5
Посмотрите на снимок. Какие черты приспособленности к среде обитания вы увидели?
Общая характеристика скатов.
- Жаберные щели расположены на брюшной стороне
- Тело сильно уплощенное.
- Широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует.
- Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.
- Брызгальца развиты значительно лучше, чем у акул.
- Большинство видов являются обитателями морского дна, из-за чего их спина имеет покровительственную окраску под цвет грунта.
- Скаты размножаются откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или живорождением.
3.Отряд Химерообразные. Слайд 6
Общая характеристика химерообразных.
- Челюсти полностью слиты с черепом.
- Жаберные щели прикрыты кожной складкой.
- Клоаки нет, анальное и мочеполовое отверстия обособлены друг от друга.
- Голое тело длиной до 1,5 м, постепенно утончаясь, переходит в длинный хвост.
- Живут от шельфа до больших глубин Мирового океана.
- Химеры питаются морскими беспозвоночными и рыбами.
- Промыслового значения практически не имеют.
Учитель: Давайте проверим, как вы заполнили таблицу. Слайд 7
(ученики зачитывают таблицу)
Название отряда, число видов
|
Признаки отряда
|
Места обитания
|
Представители отряда
|
1. Акулы (250)
|
Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни.
|
Моря и океаны.
|
Тигровая акула, акула-молот, белая акула.
|
2.Скаты (350)
|
Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует.
|
Моря и океаны.
|
Манта, хвостокол, орляк пятнистый.
|
3. Химерообразные (30)
|
Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет.
|
Моря и океаны.
|
Химера европейская, носатая химера.
|
IV. Закрепление.
Выберете верные утверждения. Слайд 8
1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми крышками;
2) самая крупная акула — китовая;
3) большинство скатов ведут придонный образ жизни;
4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;
5) все акулы опасны для людей;
6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;
7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;
8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;
9) тело скатов имеет торпедообразную форму;
10) окраска скатов покровительственная.
V. Подведение итогов.
VI.Д/ задание.
1. Прочитать § 35, выучить таблицу в тетради.
2. Подготовить сообщения об акулах и скатах по темам: «Манта - морской дьявол», «Катран - сельдевая акула», «Правда и вымыслы об акулах» (индивидуально).
|