Тема урока: Фотосинтез
Цели: Сформировать понятия об основных функциях листа. Раскрыть сущность фотосинтеза как глобального процесса для жизни на Земле.
Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы и обобщения.
Воспитывать бережное отношение к растениям как источникам жизни на Земле.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: таблицы: «Внутреннее строение листа», «Фотосинтез», р-р иода, предварительно обесцвеченные листья герани, слайды.
План урока
1.Организационный момент- 2 мин.
2.Мотивация учебной деятельности -3 мин.
3.Изучение нового материала -25 мин.
4.Рефлексия -10 мин
5.Подведение итогов урока -3 мин.
6.Домашнее задание -2 мин.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сообщение темы урока, определение целей урока.
II.Мотивация учебной деятельности
Выдающийся русский ученый К. А. Тимерязев писал: Когда-то, где-то на Земле упал луч солнца,
но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка или ,лучше сказать, на хлорофилловое зерно, ударяясь о него, он потух ,перестал быть светом, но не изчез…
Куда же он делся? Это нам и предстоит узнать в ходе урока.
III.Изучение нового материала.
1.Ребята самостоятельно работают с учебником и отвечают на вопросы:
а) какие условия необходимы для протекания фотосинтеза?
б) какие вещества задействованы в фотосинтезе?
в) как образуется кислород в процессе фотосинтеза?
2.обучающимся предлагается обобщить знания о строении листа по таблице
«Внутренее строение листа» и составить таблицу: Взаимосвязь между строением и функциями структурных частей листа в процессе фотосинтеза
Структурные части листа
|
Роль в фотосинтезе
|
1. Кожица
|
Пропускает солнечные лучи внутрь листа
|
2. Столбчатые клетки
|
Поглощают солнечный свет, осуществляют
Фотосинтез
|
3. Губчатые клетки
|
Неактивный фотосинтез, запасание питательных веществ
|
4.. Межклетники
|
Соединены с устьицами, обеспечивают газообмен
|
5.. Жилки –сосудисто-волокнистые пучки
Сосуды
Ситовидные трубки
|
Проводящая и опорная функция
Обеспечивают клетку водой
Проводят органические вещества по растению
|
3 .Демонстрация действия иода на предварительно обесцвеченные спиртом листья герани окаймленной. Обсуждение результатов опыта. Учащиеся отвечают на вопрос: почему затененная часть листа не окрасилась в синий цвет?
4. Подводя итоги результатов опыта обучающиеся определяют: что же происходит в листьях на свету. Опираясь на ответы ребят составляем суммарное уравнение реакции фотосинтеза:
6 СО2+ 6 Н2О = С6 Н12 О6 + 6О2
Анализируя его, определяем- куда же спрятался наш лучик солнечного света ( решение проблемы) и учитель зачитывает продолжение высказывания К .А.Тимирязева … в той или другой форме он вошел в состав хлеба, который служит нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу.
5. Продуктивность фотосинтеза. Космическая роль фотосинтеза. (сообщение обучающегося )
IV.Рефлексия.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы: 1. Что нового вы узнали на уроке?
2.В чем заключается корневое питание растений, а в чем воздушное питание?
3. Какая между ними связь? 4. Какая зависимость между растениями и животными?
4.Оказывает ли деятельность человека какое- либо влияние на процесс фотосинтеза, протекающего на Земле.
V. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя: Фотосинтез – глобальный процесс, осуществляющий жизнь на Земле. Он обеспечивает живые организмы кислородом и органическими веществами, преобразует солнечную энергию в энергию органических веществ, которую могут использовать все живые организмы для жизни на Земле.
Выставление оценок обучающимся.
VI. Домашнее задание. 1.Изучить &20, обобщить материал по тетради. Продумать ответ: как увеличить продуктивность фотосинтеза в теплицах?
|