Создание на уроке благоприятной психолого-педагогической атмосферы.
Я считаю, что одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление поможет учителю установить доверительную связь с учащимися, а также между учащимися.
В.А. Караковский: «Как цветок поворачивается к тому, от кого солнце, так и ребенок поворачивается к тому от кого исходит свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком – профессиональная обязанность педагога».
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Физкультурные минутки и паузы во время уроков – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока.
Физкультминутку на уроке биологии можно приурочить к любой теме. Например:
- в теме «Членистоногие» наклоны головы в стороны - количество усиков у рака; повороты туловища – количество конечностей у паука; движение пальцев рук – количество крыльев у бабочки……
- в теме «Нуклеиновые кислоты» нарисовать т-РНК сначала правым плечом, а затем левым плечом; зарядка для рук – репликация ДНК…..
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
|