Учитель
биологии ДОШ №112
Кушнир
Т.Ю.
ГИА : пути решения проблем.
Современная
профессиональная деятельность педагога требует нового педагогического мышления,
ценностными установками которого является приоритет индивидуальности,
способность гибко перестраивать содержание и направление своей деятельности в
связи со сменой социальных ориентаций.
Учитель
реализует свой личностный и профессиональный потенциал по мере того, как он
осваивает и развивает педагогическую деятельность, признаёт педагогические ценности.
Важнейшим показателем качества образования является объективная
оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы
образования, так и для каждого отдельного ученика.
При подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА учитель часто сталкивается
с различными проблемами.
Анализ трудностей при подготовке учащихся к экзаменам помогает найти наиболее эффективные
пути их решения.
1.
Психолого-педагогическое просвещение всех участников итоговой аттестации : предоставление информации о цели, задачах,
принципах, требованиях, правилах и сроках проведения и т.д.
2.
Психолого-педагогическая подготовка всех участников ГИА, заключающаяся в работе с учениками и их
родителями, состоящей из формирования положительного отношения всех участников
экзамена, разрешения прогнозируемых трудностей, формирования и развития
определенных знаний, умений и навыков, необходимых для ГИА.
3.
Подготовка учащихся к тестированию связана с развитием у учащихся
умения работать с различными видами тестовых заданий, а у педагогов умения
разрабатывать и использовать тесты школьных достижений в учебном процессе.
Каждому учителю важно помнить, что на
результаты влияют:
- уровень предметной подготовки;
- уровень тестовой культуры выпускника;
- психологическая готовность демонстрировать
сформированные знания и умения в непривычной обстановке.
Поэтому задачами
учителя являются:
- адекватная оценка в течение учебного периода знаний,
умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и
возможностями;
- не «натаскивание» старшеклассников на выполнение
заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы
в течение всех лет обучения предмету (должна быть преемственность между
учителями-предметниками и периодом обучения иначе у ученика образуется
соответствующий барьер или пробел в
знаниях);
- обязательное индивидуальное выполнение самими
учителями экзаменационных работ по предмету с последующей фиксацией возникающих
при выполнении заданий трудностей;
- проведение анализа собственных затруднений при
выполнении тестовых заданий и наметить пути их устранения.
- составление плана собственной работы по подготовке
обучащихся к итоговой аттестации в процессе преподавания предмета;
- проведение обсуждения этих планов со всеми
участниками образовательного процесса;
- проведение практикумов, целью которых является
прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся, определение
методических приемов по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся);
- анализ результатов собственных, муниципальных,
региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и т.д.
Учителю, преподающему в 9-м классе, приходится
решать тройную задачу: обеспечивать полноценное повторение тем; постоянно
поддерживать на необходимом уровне уже изученное и готовить учащихся
психологически к сдаче экзамена в новой
форме. Чтобы добиться успеха по всем трём направлениям, на мой взгляд,
целесообразно проводить комплексную работу. Поэтому начинается она с 7-ого
класса. Учеников постепенно готовят к знаниям и умениям работы с тестовыми заданиями. Особо следует уделить
внимание психологическому настрою детей, иначе идут срывы.
|