Основная цель игры - повысить учебную и
познавательную мотивацию учащихся, и тем
самым повысить эффективность обучения.
Для учащихся урок-игра - переход в иное
психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции,
ощущение себя в новом качестве. Процесс игры позволяет формировать качества
активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения;
развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях.
Поэтому к
учебной игре, предъявляются психологические требования:
·
мотивация
игровой деятельности на уроке, т.е., учащимся необходимо испытывать потребность
в ней;
·
психологическая
и интеллектуальная готовность к участию в игре;
·
для
создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия педагогу необходимо
учитывать характер, темперамент, организованность каждого участника игры;
·
содержание
игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается
получением результатов, представляющих ценность для них;
·
игровые
действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они
обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения,
оценивать себя и окружающих критически.
Именно в игровой деятельности учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно, охотно
принимают правила игры и естественно воспринимают и успехи и неудачи.
Каждый участник игровой деятельности работает в силу своих возможностей и благодаря коллективной работе достигается
максимальный результат.
Американские ученые провели исследование:
молодым людям, которые недавно закончили школу, задали ряд вопросов по разным
предметам. Оказалось, что лишь 10%
опрошенных ответили правильно на все вопросы. Значит, только для 10%
учащихся подходят традиционные методы, которые используются в школе. Результаты
этого и многих других исследований приводят к выводу, что обучение должно
проходить иначе – так, чтобы все могли учиться.
Именно игра помогает подобрать необходимый
«ключик» к учащимся, раскрывает их
потенциал, способствует к активной деятельности на уроке, возникновению желания
узнать что-то новое.
Учебная игра может длиться от нескольких минут
до целого урока, может использоваться на
разных этапах урока.
Любая игра включает три основные этапа:
подготовительный (формулируется цель игры, подбирается содержание,
распределяются роли), непосредственно проведение игры, обобщение и подведение
итогов.
Игра – это хорошо известная, привычная и любимая
форма деятельности человека любого возраста. В ирге легче преодолеваются
трудности и психологические барьеры. Сама ирга является мотивацией, требует от
учащихся инициативы, творческого подхода, целенаправленности. У нее всегда есть
конечный результат. В игре участник должен получит приз: материальный,
моральный, психологический. И игра
почти моментально захватывает учащегося, вызывает желание преодолеть трудности,
снимает усталость, но только внешне она кажется беззаботным занятием. На самом
деле, игра требует, чтобы ученик отдал максимум своей энергии и сил, вызывает
удовлетворение через усилия. Необходимые компоненты учебной деятельности
присутствуют в игре, а то, что необходимо в игре, находится в области учебной
деятельности. Таким образом, появляется желание соединить два вида деятельности
– обучение и игру.
В случае систематического применения игровых
методов у учащихся повышается интерес к биологии, стимулируется учебная
активность, развивается мышление, память, формируется способность принимать
решения в различных ситуациях.
Подводя итог, можно выделить ряд положительных
моментов игры:
·
игры
захватывают учащихся
·
учат
самостоятельно принимать решения, стимулируют к учебной деятельности
·
обеспечивают
быстрое реагирование ученика на события
·
создают
возможность переноса знаний и опыта из учебной деятельности в реальность
·
позволяют
ученикам самостоятельно решать проблемы, а не оставаться пассивным наблюдателем.
Но в играх есть и негативные моменты. Применение
игр требует достаточной подготовки учителя, на которую надо потратить много
времени и сил. Иногда игра требует больших затрат времен в сравнении с другими
методами. Во время игры возможны неконтролируемые всплески эмоций учеников,
ухудшение их поведения, соответственно и дисциплины на уроке.
|