"Воспитание,
полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение
дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в
качестве индивидуума, воздействующего на мир”.
А. Дистервег
Изменения, происходящие в современном обществе, приводят к реформированию и
модернизации учебно-воспитательного процесса и диктуют новое понимание целей,
форм и методов образования. Они должны быть ориентированы не столько на
усвоение знаний, сколько на развитие познавательных и творческих способностей,
на формирование ценностного и критического мышления к окружающей
действительности и к самому себе. Акцент в современном образовании переносится
с "усвоения знаний” на формирование "компетентности”, происходит его адаптация
к личностно-ориентированному (гуманистическому) подходу, противоположному знаниево-ориентированной,
безличностной педагогике. Школы обеспечиваются современными компьютерами,
электронными ресурсами, доступом к Интернету. И для того, чтобы в данных
условиях достичь у обучаемых системного, гибкого мышления, творческой
активности, необходимо вводить в образовательный процесс новые информационно-коммуникационные
технологии. ИКТ, являясь средством системы методов, обеспечивающих оптимальное
и эффективное восприятие и активное использование учебной информации в
интерактивном режиме, наиболее целесообразны для решения образовательных и
воспитательных задач современного биоэкологического образования.
Дети не будут ждать, когда мы познакомим их с информационным многообразием
Интернета. И пока с миром компьютеров связаны интересы многих подростков,
именно этот ресурс необходимо использовать для активизации образовательной
работы и формирования креативности в новых условиях. Используя увлекательные
для молодого поколения ИК-технологии, можно обеспечивать эффективность развития
у учащихся креативности.
Интернет:
- расширяет виды
учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из
Интернета),
- предоставляет
возможности для профессионального творческого общения и оперативного
обмена информацией,
- дает возможности
для профессионального роста,
- открывает новые
творческие возможности для учителя по подбору и использованию
дидактического материала,
- позволяет
использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для
учащихся: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету (например,
Интернет-программы по изучению русского декоративного прикладного
искусства, электронные программы для обучения рисованию детей "ArtRage” и
т.д.)
Общество становится всё более зависимым от информационных технологий,
поэтому учащиеся могут осваивать возможности компьютера и в исследовательской
деятельности. Именно учитель должен направить и скорректировать деятельность
учащихся, и научить пользоваться многогранными возможностями Интернета в
образовательных целях.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными
технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности,
дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Достоинства использования Интернет-технологий можно свести к двум
группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность,
оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие
мультимедийные функции.
Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание
эффекта присутствия ("Я это видел!”), у учащихся появляется ощущение
подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока с использованием
Интернет-ресурсов, – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков
активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память,
мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного
интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80%
информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Другой
причиной является использование детской заинтересованности в современных
технологиях, что тоже способствует мотивации учебной деятельности.
Прогресс идет стремительно, и то, что вчера казалось невозможным, сегодня
становится реальностью.
Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность
пользоваться передовыми информационными технологиями в самостоятельных
исследовательских работах. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, но
учить учиться”.
Выводы:
1. Положительной чертой является составление самостоятельных
исследовательских, творческих, информационных проектов, которые в дальнейшем
могут быть использованы на занятиях полностью или фрагментарно.
2. ИКТ являются в настоящее время самыми
бурно развивающимися технологиями в области обучения, так как предоставляют
возможность объединить в учебном материале разнообразную информацию: текст,
звук, статические и динамические изображения, анимацию, – позволяют сделать
процесс обучения интерактивным, предполагающим взаимодействие компьютера и
ученика, а также позволяют выбрать несколько траекторий изучения материала.
3. Использовать новые методики обучения
необходимо в средней школе, так как именно на этом уровне выявляется область
будущих профессиональных интересов учащегося, закладывается фундамент знаний,
который впоследствии в высшей школе переосмысливается на новой основе.
4. Использование ИКТ не просто разгружает
учителя от каждодневных рутинных функций, но и значительно повышает интерес
обучаемых к предмету, ускоряет обучение и обеспечивает лучшее усвоение знаний.
5. При всех положительных моментах ИКТ
требуют соответствующей аппаратной поддержки, занимающей большой объём памяти,
что несколько ограничивает область их применения.
Источники информации:
1. www.ict.org
2. http://irot.iatp.ru
3. www.iteach.ru
|