Экономические, социальные,
экологические изменения в стране ставят перед образованием задачу подготовки
подрастающего поколения к самостоятельному овладению большого
объёма знаний, интеллектуальному и профессиональному
самосовершенствованию. Наиболее эффективно обучение, в условиях которого ученик сам становится активным субъектом, способным
приобретать, применять и преобразовывать полученные
знания.
Перед школой поставлены новые
задачи:
· создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать,
обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве;
· создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся;
· снижение перегрузки учащихся.
Проблема активного, творческого восприятия
знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Необходимо сделать
учебный процесс более увлекательным и интересным,
раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых
педагогических подходов и технологий в современной школе
Стратегия работы с
одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом
зависит от того, как организована работа
с этой категорией учащихся в начальной школе.
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их
успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
II этап – диагностический (5-9 классы)
На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих
возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную
и внеклассную.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы
работы : «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,
творческие зачеты, проектные задания и т.д.
Пример экологического проекта для
учащихся 7-8 классов .
Комплексный проект.
Тема
«Береги, люби и знай» (первоцветы)
Цель : ознакомление учащихся с
проблемой сохранения раннецветущих растений; расширить знания о раннецветущих
растениях; активизировать познавательный интерес учащихся;сформировать
правильное отношение к миру живой природы;показать положительное и
отрицательное влияние человека на жизнь растений и их сообществ; сформировать
активную позицию в отношении охраны
первоцветов; воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Актуальность темы проекта:
-сохранение
и изучение исчезающих видов раннецветущих растений в условиях массового
распахивания и загрязнения мест произрастания, а также массового сбора
цветов;
- участие в проектной деятельности
предоставляет благоприятные условия для развития личности школьника;
- взаимодействие со сверстниками, жителями
микрорайона, учителями – способствует социализации ребенка.
Экологический проект для учащихся 9-11
классов «Изучение эдафотопа угольных шахт». Исследования эдафотопа на отвалах угольных шахт, изучение популяций
видов растений, их связей с условиями эдафотопа и влияния фитотоксичности
породы на растения продолжаются. В 2010-11 учебном году ученица 9 класса
принимала участие на конференции «Юный эколог», тезисы для которой взяла со
своей исследовательской работы.
III этап – этап формирования, углубления и развития
способностей учащихся.
Одним из перспективных методов
является исследовательская работа учащихся. Большой интерес представляют
проекты по решению взятой из реальной жизни и лично значимой для
учащихся проблем. Поисковая работа над школьным проектом не только
активизирует познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность,
но и способствует развитию интеграционных связей между школьными
предметам. Работа над школьным исследовательским проектом принципиальна для
приобретения навыков творческой деятельности, расширения общего кругозора.
|