Школьная система Украины долгие годы была научно – просветительской,
учитель в ней был информатором, сообщающим знания, но сейчас наше образование
переходит на научно-гуманную основу, в которой роль учителя отличается тем,
что:
- на первом месте стоит создание условий для воспитания социально
активной личности;
- учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому,
при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной
деятельности.
Основной
формой работы учителя остаётся урок. Уметь конструировать урок, знать структуру
урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого
педагога. В Законе Украины «Об образовании»
сказано: " Образование – целенаправленный процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества, государства”, т.е. на первое место
сегодня выходят задачи воспитания. Воспитывать – значит формировать
мировоззрение, а учитель биологии как раз и формирует научное
мировоззрение.
Насколько
верно и чётко учитель сформулирует триединую цель урока – настолько верно он
определит содержание учебного материала, выберет методы и формы обучения.
Целеполагание
– самая важная часть конструирования
урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные
цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Цель
урока трансформируется в педагогические задачи:
- Информационная:
Чему будем учиться?
- Операционная:
Как будем учиться?
- Мотивационная: Зачем нам это надо?
- Коммуникативная: С кем и где?
Если
задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи урока
должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны
эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока необходимо
включать личностный опыт учащихся.
Развивать
интерес надо на любом уроке и на любом этапе. Это можно сделать, рассказав о
жизни ученых, значении законов, явлений, веществ в народном хозяйстве .
Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого
обеспечивается всесторонний учёт возможностей и способностей обучаемых и
создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель такого обучения - создание условий для проявления познавательной
активности учеников.
Средства
достижения:
· Использование разнообразных форм и методов
организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт
учащихся;
· Создание атмосферы заинтересованности каждого
ученика в работе класса;
· Стимулирование учащихся к высказываниям,
использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться,
получить неправильный ответ и.т.п.;
· Использование дидактического материала, позволяющего
ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· Оценка деятельности ученика не только по конечному
результату(правильно- неправильно»), но и по процессу его достижения;
· Поощрение стремление ученика находить свой способ
работы ( решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе
урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
· Создание педагогических ситуаций общения на уроке,
позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность
в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения
ученика.
В своей
работе активно использую три основные технологии ЛОО:
· уровневой
дифференциации (цель : обеспечение достижения всеми учащимися базового
уровня подготовки по предметам; создание условий учащимся, проявляющим интерес
и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.)
· проектной
деятельности (суть метода проектов –
стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим
владение некоторой суммой знаний, а через проектную деятельность,
предусматривающую решение этих проблем, развивать умение практически применять
полученные знания, критическое мышление.)
· игровые
Учитель получает возможность сделать обучение своему
предмету гораздо интереснее, многому
научиться самому. Создать свою предметную образовательную среду.
|