Программа биологии во всех классах достаточно
сложная, время на изучения ее уменьшено.
Урок как форма постоянно меняется и наполняется
новым содержанием. Выбор формы
обучения зависит от цели урока, содержания,
применения тех или иных
технологий и методов обучения.
Я считаю,
что современные методы обучения – это
хорошо забытые старые, только на нынешнем, новом витке исторической
спирали, они приобрели другую интерпретацию,
их сейчас называют интерактивными
технологиями. Классификацию и описания
этих технологий можно найти в научно-методической литературе. Их применение обязывает нас учителей, тщательно продумывать каждый этап урока, рассчитывать время и продумывать
посильные задания для учеников,
исходя из качественного состава класса, пересмотреть систему оценивания знаний, умений,
навыков, использовать много
дополнительной литературы, научить детей
умению отдифференцировать нужную на данный уроке интернет информацию и т.д.
Я стараюсь
не просто дать учащимся сумму знаний по
предмету, но и формировать у них логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом,
анализировать, сравнивать, обобщать.
Часто подбираю интересные примеры и формулирую для них вопросы.
На каждом
уроке я стараюсь максимально привлечь детей к выполнению самостоятельных заданий, которые требуют различного уровня
творчества и самостоятельности от индивидуальных способностей каждого ребенка. Это стараюсь делать постоянно, систематически целенаправленно. Есть учащиеся, которые временно не могут справиться с
заданием определенного уровня. Если постоянно работать над развитием их
умственных способностей, умений и навыков,
можно достичь постепенного усовершенствования, роста этого ребенка. Для
этого я дифференцировано применяю
разнообразные задания, упражнения на разных этапах урока.
Для
учащихся, которые проявляют начальный и средний уровни учебных достижений, я
даю задания репродуктивного уровня, требующие воспроизведения, конкретизации
или подтверждения знаний. Для учащихся с достаточным уровнем учебных достижений
предлагаю работу поискового характера, когда задание требует самостоятельного решения, пояснения определенных элементов знаний. Для сильных
учащихся предлагаю творческие задания, задания на выявление общих
закономерностей и т.д., Игровые моменты, «журналистские расследования», «экспедиции»
можно проводить на уроках зоологии;
детям нравятся игровые моменты в «Клубе
здоровья» в 9 классах: проигрывание
ситуаций, типичных на приеме у врача: стоматолога, травматолога, окулиста и т.д.
Хорошие
результаты дают уроки-викторины, уроки-состязания, уроки- дискуссии,
брейн-ринги в 10-11 классах. Учащимся
предлагаются разноуровневые задачи и задания;
эти уровни учащиеся чаще выбирают сами. На таких уроках проявляются навыки
самостоятельной работы с дополнительной литературой, умение логически мыслить и последовательно
излагать свои мысли., давать собственную трактовку определенным явлениям. Не
секрет, что материал некоторых тем по биологии перегружен, объемен. В связи с этим, целесообразно использовать опорные схемы-конспекты , которые могут затем
пригодиться на различных этапах урока, особенно для слабоуспевающих учеников. Они удобны на уроках обобщения, когда за
короткий промежуток времени надо выполнить, повторить, систематизировать и
закрепить большой объем материала.
Стремления
развивать самостоятельный поиск учениками,
необходимой на уроке информации,
заставляет нас учителей, на создание и проведение нестандартных
уроков. Построение таких уроков, особенно его подготовка, - сложный процесс
для учителя. На таких уроках учитель
выступает в роли ведущего, а почти 60%
времени дети самостоятельно изучают,
обобщают, систематизируют или закрепляют материал в парах или группах,
то есть активно взаимодействуют со
своими одноклассниками. Серией таких и других уроков я могу поделиться со
своими коллегами.
|