Моя задача как учителя состоит в
создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих
способностей учащихся в воспитании
личности:
- способной к саморазвитию и творчеству;
-обладающей стремлением к успеху, верой в свои
возможности;
-обладающей
активной жизненной позицией;
-умеющей
предвидеть результаты своих действий;
В системе каждого учителя
центральное место занимает урок. Урок- это творчество учителя, на котором
предстоит научить творчеству своих воспитанников, сформировать творческую
личность.
Урок может быть эффективным,
если активизировать процесс познания,
разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к биологии. В
своей деятельности я применяю такие формы работы, как дидактические игры, творческие работы, решение творческих биологических
задач, проектно-исследовательская
деятельность, ролевая игра. Творческие работы состоят в создании
кроссвордов, ребусов, викторин, компьютерных презентаций к урокам.
Во время работы над исследовательским проектом
каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применять имеющиеся у него
знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех. Мои
ученики работали над следующими проектами:
-«Защита себя и окружающих от гриппа»
-«Разнообразие условий жизни на Земле, адаптация к
ним организмов»
-«Химическое воздействие света. Фотосинтез,
дыхание»
-«Экологические проблемы нашего города»
-«Экологическая ситуация в Украине»
Учащимися 9 класса было
проведено исследование утомляемости во
время умственной деятельности и физического труда. Результаты были представлены
в виде презентации своего эксперимента. Данное исследование помогло уч-ся с
интересом выполнить практическую работу «Утомляемость при динамической и
статистической нагрузке». Учащимися были разработаны рекомендации, которые
могут им помочь преодолеть быструю
утомляемость.
Для пробуждения интереса к творчеству,
развития интереса к изучению биологии на уроках и во внеурочное время использую
ролевые игры и игровые моменты: «Суд над сигаретой», «Заочное путешествие в
страну папируса», «Посещение стоматолога».
При изучении темы «Плоды» в 7
классе рассматриваем разнообразие плодов, предлагаю своим ученикам сочинить
четырехстишье, загадки, небольшие кроссворды.
Я как учитель рекомендую чтение
популярной и художественной литературы о растениях, животных, об организме
человека, пытаюсь привлечь их внимание к
научно-популярным журналам, на основе которых делаются сообщения и доклады. Тем
самым они самостоятельно учатся добывать знания
из дополнительной литературы, интернета. И только умение школьников
самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке
информации, способствует успеху.
Прививать это умение - одна из моих задач.
Для творчества необходим
комфорт, поэтому в кабинете биологии много растений, за которыми ухаживают мои ученики. Растения
приносят из дому, насаживают и пересаживают новые. Что отрадно - растения из
биологического кабинета стали переселяться в коридоры школы, в кабинеты
завучей, секретаря, в кабинеты, где нет закрепленного за ними класса. В кабинете биологии в аквариумах
обитают рыбки, лягушки, черепаха, которую дети подобрали на улице. Так я создаю
условия для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся,
для воспитания личности.
|