Сайт МО учителей биологии

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи [21]
Презентации [6]
Методическая работа [2]
Поиск
Главная » Статьи » Статьи

Убейконь С.Н. (Донецкий УВК №78). Как воспитать творческую личность?

Есть много определений понятия «творчество». Приведу лишь некоторые из них:

¾  творчество- это постоянное стремление избежать стандарта, трафарета, однообразия;

¾  творчество-это создание новых, не бывших ранее духовных и материальных ценностей;

¾  творчество- это интеллектуальное функционирование на высоком уровне сложности (М.Холодная).

¾  творчество-это кульминационный момент воплощения 120 способностей взаимодействующих тысячами возможных вариантов(Джон Гилдорф).

Лично мне больше всего импонирует определение понятия «творчество», автором которого является известный психолог Карл Роджерс: «творчество-способ выживания: это решение проблем, порождение идей на пользу себе и окружающим, стремление научиться большему, думать о деле и делать его лучше».

Подведем итог: творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупинку нового для других и себя.

Творчество-это процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Но творческим процессом  может быть и взаимоотношение между людьми.

Возвращаясь к каменщикам, логично спросить: «Зачем нужно творчество, если можно ограничиться простой кладкой кирпичей или зарабатывание денег?»

Оказывается наряду с потребностью человека в пище, воде и других, у нас есть потребность в глубоком и конструктивном творчестве. И, как и любая другая потребность, потребность в творчестве нуждается в удовлетворении на всех уровнях нашего существа - нашего тела, разума эмоций и духа. Если же эта потребность не находит удовлетворения, тогда, по мнению психолога А.Маслоу, проявляется эмоциональное нездоровье. Установлено, что творческие люди характеризуются такими личностными особенностями: высокая работоспособность, высокий интеллект, нравственно здоровое честолюбие (мотивирующий фактор - не деньги, а достижения), усидчивость и прилежание, антиконформность, большая продолжительность жизни (!).

Можно задать вопрос: если творчество присуще всем нам, то каким образом оказывается, что лишь немногие из нас чувствуют себя творческими?

Как творчество заглушатся и как оно убивается?... безпощадной критикой того, что мы делаем.

Когда мы были детьми, нас учили все делать только правильно, как того хочет учитель. Зачастую дети не вникают в суть вопроса учителя, а сосредоточены на стремлении угадать ответ, который хочет услышать учитель.

Когда накладываются ограничения на наше творчество, мы заболеваем, становимся напряжёнными, тупеем. Часто люди начинают прибегать к наркотикам, алкоголю с тем, чтобы войти в измененное состояние сознания, при этом разрушая себя.

Что мы можем сделать, чтобы наши дети выбрали наиболее оптимальное направление своего развития как личности?- Создать безопасный, доверительный климат, в котором личность почувствует себя свободной настолько, что начнет исследовать свой внутренний психический мир и состоится как личность.

Как этого добиться?

1.    Внимательно слушать…мысли и чувства.

2.    Уважать ребенка и его решения, которые он принимает по отношению к себе.

3.    Оставлять за собой право не соглашаться с его ценностями и его системой взглядов, но всегда уважать его и его правду.

4.    Поддерживать и подбадривать его, чтобы он пробовал новое, рисковал на пути к своему внутреннему миру, но никогда не толкать его силой.

5.    Временами говорить ему свое мнение и реагировать на то, что он делает, но всегда перепроверять себя задавая себе вопрос насколько значимо для него то что я хочу ему сказать.

6.    Делиться с ним системой своих ценностей и взглядов, чтобы он понимал, почему я говорю то или иное и почему я поступаю, так или иначе.

7.    Учиться у него и быть открытым новому опыту, который я познаю в общении с ним; осознавать, что временами я совершаю ошибки, поступаю так, как мне бы не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях говорить об этом ему прямо. Всегда сказать «прости».

Так создается психологический климат  принятия другого человека, климат, в котором отсутствует суд над человеком, климат, который особенно важен, когда ребенок пытается открыть себе путь к своей внутренней сущности и творчеству. 

 

Категория: Статьи | Добавил: kariatida97 (03.08.2012)
Просмотров: 443 | Теги: творчество | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0


Учитель
для школы - это то же самое, что солнце для вселенной. Он источник той силы, которая приводит в движение всю машину. Последняя заржавеет в мертвом оцепенении, если он не сможет вдохнуть в нее жизнь и движение ...
                        А. Дистервег



Календарь
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz