Есть много определений понятия «творчество».
Приведу лишь некоторые из них:
¾ творчество- это
постоянное стремление избежать стандарта, трафарета, однообразия;
¾ творчество-это создание
новых, не бывших ранее духовных и материальных ценностей;
¾ творчество- это
интеллектуальное функционирование на высоком уровне сложности (М.Холодная).
¾ творчество-это
кульминационный момент воплощения 120 способностей взаимодействующих тысячами
возможных вариантов(Джон Гилдорф).
Лично мне больше всего импонирует определение
понятия «творчество», автором которого является известный психолог Карл
Роджерс: «творчество-способ выживания: это решение проблем, порождение идей на
пользу себе и окружающим, стремление научиться большему, думать о деле и делать
его лучше».
Подведем итог: творчество проявляется везде, где
человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупинку
нового для других и себя.
Творчество-это процесс, который может приводить
к созданию некоторого продукта. Но творческим процессом может быть и взаимоотношение между людьми.
Возвращаясь к каменщикам, логично спросить:
«Зачем нужно творчество, если можно ограничиться простой кладкой кирпичей или
зарабатывание денег?»
Оказывается наряду с потребностью человека в
пище, воде и других, у нас есть потребность в глубоком и конструктивном
творчестве. И, как и любая другая потребность, потребность в творчестве
нуждается в удовлетворении на всех уровнях нашего существа - нашего тела, разума
эмоций и духа. Если же эта потребность не находит удовлетворения, тогда, по
мнению психолога А.Маслоу, проявляется эмоциональное нездоровье. Установлено,
что творческие люди характеризуются такими личностными особенностями: высокая
работоспособность, высокий интеллект, нравственно здоровое честолюбие
(мотивирующий фактор - не деньги, а достижения), усидчивость и прилежание,
антиконформность, большая продолжительность жизни (!).
Можно задать вопрос: если творчество присуще
всем нам, то каким образом оказывается, что лишь немногие из нас чувствуют себя
творческими?
Как творчество заглушатся и как оно
убивается?... безпощадной критикой того, что мы делаем.
Когда мы были детьми, нас учили все делать только
правильно, как того хочет учитель. Зачастую дети не вникают в суть вопроса
учителя, а сосредоточены на стремлении угадать ответ, который хочет услышать
учитель.
Когда накладываются ограничения на наше
творчество, мы заболеваем, становимся напряжёнными, тупеем. Часто люди начинают
прибегать к наркотикам, алкоголю с тем, чтобы войти в измененное состояние
сознания, при этом разрушая себя.
Что мы можем сделать, чтобы наши дети выбрали
наиболее оптимальное направление своего развития как личности?- Создать безопасный,
доверительный климат, в котором личность почувствует себя свободной настолько,
что начнет исследовать свой внутренний психический мир и состоится как
личность.
Как этого добиться?
1. Внимательно
слушать…мысли и чувства.
2. Уважать ребенка и его
решения, которые он принимает по отношению к себе.
3. Оставлять за собой право
не соглашаться с его ценностями и его системой взглядов, но всегда уважать его
и его правду.
4. Поддерживать и
подбадривать его, чтобы он пробовал новое, рисковал на пути к своему внутреннему
миру, но никогда не толкать его силой.
5. Временами говорить ему
свое мнение и реагировать на то, что он делает, но всегда перепроверять себя
задавая себе вопрос насколько значимо для него то что я хочу ему сказать.
6. Делиться с ним системой
своих ценностей и взглядов, чтобы он понимал, почему я говорю то или иное и
почему я поступаю, так или иначе.
7. Учиться у него и быть
открытым новому опыту, который я познаю в общении с ним; осознавать, что
временами я совершаю ошибки, поступаю так, как мне бы не хотелось, временами я
заблуждаюсь. В таких случаях говорить об этом ему прямо. Всегда сказать
«прости».
Так создается
психологический климат принятия другого
человека, климат, в котором отсутствует суд над человеком, климат, который
особенно важен, когда ребенок пытается открыть себе путь к своей внутренней
сущности и творчеству.
|